37 hirurgiya BK-021
30 diagnostika
42 terapiya

Ожоги борщевиком

Довольно частой причиной обращения к аллергологам, дерматологам, а иногда и врачам интенсивной терапии являются полученные пациентом ожоги в результате контакта с растением «борщевик», которое вызывает появление пузырей и гиперемии на открытых участках тела и жжение в области поражения. Ожоги борщевиком довольно опасны и нуждаются в квалифицированном лечении. Клиника Здоровья гарантирует максимально эрудированный подход к данной проблеме, качественное определение механизма развития заболевания, а также назначение необходимого курса лечения.

В нашей местности борщевик довольно распространен, что обуславливает частые контакты людей (в большинстве — детей) с данным растением. Период цветения растения — июнь, у некоторых видов он длится до августа. Борщевик распространяется с большой скоростью, что нарушает экологическое природное равновесие. Как же действует борщевик на кожный покров?

При прикосновении к некоторым видам борщевика может произойти раздражение или даже ожог кожи из-за содержания в растении фуранокумаринов, представляющих собой химические фотосенсибилизирующие компоненты. Для того чтобы фототоксичность этих компонентов проявилась в полной мере, необходим их контакт с солнечным светом. Именно поэтому ожог в результате соприкосновения с растением возникает лишь через определенное время, обязательно при контакте с лучами солнца. В результате на пораженном участке кожи значительно увеличивается число меланоцитов, начинает развиваться защитная реакция — гиперпигментация, являющаяся конечным этапом фототоксичной реакции.

Непосредственно сразу после контакта с растением, никаких неприятных ощущений у человека не наблюдается, а симптомы заболевания начинают возникать лишь по истечении 1-2 суток.

При длительном контакте кожи с борщевиком может возникнуть такое заболевание, как фотодерматит, который представляет собой исключительно фототоксическую реакцию, развивающуюся вне зависимости от состояния иммунной системы человека.

Признаки получения ожога

Первичные признаки получения ожога — эритема, которая появляется спустя 2-3 дня после контакта с растением, или волдыри, которые переходят в пузыри. Наиболее характерно жжение кожи при отсутствии зуда. Следует отметить, что даже при обширном поражении пациента его общее состояние не страдает. Высыпания имеют локальный характер, и строго ограничены теми участками кожи, которые имели непосредственный контакт вначале с растением, а затем подвергались воздействию солнечных лучей. Кроме этого, высыпания являются одномоментными.

Лечение ожога борщевиком

При лечении ожогов борщевиком для уменьшения болевого синдрома и ограничения распространения различного рода воспалительных процессов используются нестероидные противовоспалительные средства (парацетамол, ибупрофен), а также антигистаминные препараты, обладающие седативным эффектом. В интенсивной терапии нет необходимости даже при значительном объеме поражения кожи.

Для того чтобы исключить гиперпигментацию после ожога при контакте с борщевиком, следует избегать попадания на кожу солнечных лучей: закрыть пораженный участок одеждой или использовать косметические солнцезащитные средства.

При наличии многообразной и неспецифической клинической картины пораженных в результате ожога участков кожи требуется тщательное выяснение динамики развития заболевания. Поэтому важно вовремя пройти консультацию у профессионального дерматолога, исключив тем самым возможные серьезные последствия. Только врач-специалист может правильно поставить диагноз и определить курс лечения. Приходите в Клинику Здоровья, и мы обязательно вам поможем!